Изучение качества чтения и понимания текста (2016) |
Для ознакомления со структурой международного теста исследования PIRLS, а также с типами и форматом заданий, с помощью которых оценивается читательская грамотность выпускников начальной школы, специалисты Центра оценки качества образования ИСРО РАО подготовили специальные тетради.
Тексты и вопросы данных тетрадей использовались при проведении в России (и более чем 50 странах мира) международного сравнительного исследования читательской грамотности PIRLS в 2001, 2006 и 2011 годах. Международным центром исследования PIRLS эти тексты и вопросы разрешено использовать в учебном процессе (со ссылкой на исследование). В дальнейшем при проведении исследования PIRLS они использоваться не будут.
С использованием этих тетрадей может быть организовано занятие для учащихся.
Для удобства проверки и дальнейшего подсчета набранных баллов справа от каждого вопроса со свободно-конструируемым ответом расположена ячейка, в которую записывается балл, полученный учащимся за ответ на данный вопрос.
Рекомендуемое время на выполнение всех заданий теста для выпускников начальной школы – 80 минут (по 40 минут на каждую из двух частей тетради; между первой и второй частями работы делается небольшой перерыв).
В тетради приведена инструкция для учащихся, в которой описывается, как выполнять работу. Отсчет времени начинается после прочтения инструкции и ответов на вопросы, которые могут возникнуть у учащихся в связи с инструкцией.
Вы можете проверить работы учащихся, воспользовавшись Руководством по оцениванию ответов, которое содержится в каждом архиве.
Тетрадь 1 состоит из двух частей, в каждой из которых содержится один текст и вопросы к нему. Всего в тетради 25 вопросов – 14 вопросов относятся к первому тексту («Перевернутые мыши»), 11 вопросов относятся ко второму тексту («По маршруту вдоль реки»).
Второй текст данной тетради («По маршруту вдоль реки») выполнен в виде рекламного буклета. Этот буклет распечатывается на листе формата А4 с двух сторон и складывается по пунктирным линиям так, чтобы лицевая сторона буклета (с надписью «Прокатись по дорожке вдоль реки Норд») оказалась сверху. Буклет вкладывается в тетрадь непосредственно перед относящимися к нему вопросами (на страницу 13 тетради).
Тетрадь 2 состоит из двух частей – книги для чтения и тетради с вопросами. Тетрадь с вопросами содержит две части, в каждой из которых приведены вопросы к текстам из книги для чтения. Учащиеся должны прочитать текст из книги для чтения, а затем отвечать на вопросы к этому тексту в тетради. Всего в тетради 24 вопроса – 11 вопросов относятся к первому тексту («Заяц предупреждает о землетрясении»), 13 вопросов относятся ко второму тексту («Ночи тупиков»).
Тетрадь 3 состоит из двух частей, в каждой из которых содержится один текст и вопросы к нему. Всего в тетради 24 вопроса – 13 вопросов относятся к первому тексту («Комочек глины»), 11 вопросов относятся ко второму тексту («Антарктида»).
Тетрадь 4 состоит из двух частей – книги для чтения и тетради с вопросами. Тетрадь с вопросами содержит две части, в каждой из которых приведены вопросы к текстам из книги для чтения. Учащиеся должны прочитать текст из книги для чтения, а затем отвечать на вопросы к этому тексту в тетради. Всего в тетради 27 вопросов – 12 вопросов относятся к первому тексту («Невероятная ночь»), 15 вопросов относятся ко второму тексту («В поисках еды»).
Тетрадь 5 состоит из двух частей, в каждой из которых содержится один текст и вопросы к нему. Всего в тетради 24 вопроса – 12 вопросов относятся к первому тексту («Поход»), 12 вопросов относятся ко второму тексту («Лети, орел, лети»).
Первый текст данной тетради («Поход») выполнен в виде брошюры. Эта брошюра распечатывается на листе формата А4 с двух сторон и складывается по пунктирным линиям так, чтобы лицевая сторона брошюры (с надписью «Открой для себя удовольствия однодневного пешего похода») оказалась сверху. Буклет вкладывается в тетрадь непосредственно перед относящимися к нему вопросами (на страницу 4 тетради).
Тетрадь 6 состоит из двух частей – книги для чтения и тетради с вопросами. Тетрадь с вопросами содержит две части, в каждой из которых приведены вопросы к текстам из книги для чтения. Учащиеся должны прочитать текст из книги для чтения, а затем отвечать на вопросы к этому тексту в тетради. Всего в тетради 30 вопросов – 16 вопросов относятся к первому тексту («Пирог для врага»), 14 вопросов относятся ко второму тексту («Загадка гигантского зуба»).
Об исследовании |
Участники |
Результаты |
Материалы |