Rambler's Top100 Programme for International Student Assessment
PISA
2009
Результаты
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (2009 г.)

Читательская грамотность российских учащихся 15-летнего возраста

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

1. Уровень и качество читательской грамотности 15-летних учащихся стран определялись по среднему баллу представительной выборки учащихся по международной шкале, распределению учащихся стран по уровням грамотности, а также профилю овладения различными элементами грамотности.

Средний балл российских учащихся по читательской грамотности в 2009 году составил 459 баллов по 1000-балльной шкале, что статистически ниже, чем средний балл по странам ОЭСР (493 балла). Российские учащиеся по данной области занимают 41-43 место среди 65 стран с учетом ошибки измерения (см. таблицу 1).

Самые высокие результаты продемонстрировали учащиеся двух стран ОЭСР – Республики Корея (539 баллов) и Финляндии (536 баллов). Однако учащиеся Шанхая (города центрального подчинения Китая), которые впервые приняли участие в исследовании PISA в 2009 году, показали еще более высокие результаты – 556 баллов. В пятерку лучших стран и территорий Гонконг (Китай) – 533 балла и Сингапур – 526 баллов.

2. В соответствии с уровнями читательской грамотности, установленными в исследовании PISA, число 15-летних учащихся России, готовых относительно адекватно использовать более или менее сложные тексты для ориентации в повседневных ситуациях, составляет 72,6% (в среднем по ОЭСР – 81,4%); из них готовых к самостоятельному обучению с помощью текстов в России 14,3% (28,6% в среднем в странах ОЭСР). Не готовых ориентироваться с помощью текстов даже в знакомых житейских ситуациях в России 27%, что на 8% больше, чем в странах ОЭСР. Эти учащиеся не достигли порогового уровня читательской грамотности (2-го уровня по международной шкале).

В России ведущим является 2-ой уровень читательской грамотности, обслуживающий самые элементарные житейские ситуации (общественные, деловые и учебные), требующие минимальной опоры на письменное сообщение. В странах ОЭСР ведущим является 3-ий уровень читательской грамотности, что дает основание предсказывать более высокую успешность 15-летних учащихся развитых стран в различных ситуациях реальной жизни, где ориентация происходит с опорой на текст.

3. Анализ тенденций, проявившихся за девять лет (с 2000 по 2009 годы), показывает сложную картину изменения читательской грамотности российских учащихся 15-летнего возраста: значимое снижение в период с 2000 по 2003 годы (с 462 баллов до 442 баллов), сохранение результатов с 2003 по 2006 годы (440 баллов) и повышение результатов практически до значений 2000 года за период с 2006 по 2009 годы.

За девять лет процент российских учащихся, чьи достижения в международном тесте были ниже порогового уровня (2-го уровня по международной шкале), не изменился; число учащихся, продемонстрировавших высокие результаты, соответствующие 4-6 уровням читательской грамотности, снизилось на 2%.

4. Гендерные различия, характерные для всех стран, включая и Россию, не изменились за 9 лет: российские девушки неизменно демонстрируют более высокую читательскую грамотность, нежели юноши. Средний балл девушек в 2009 году в России составил 482 балла (в странах ОЭСР – 513), а юношей – 437 (в странах ОЭСР – 474).

5. Российские 15-летние учащиеся в 2009 году демонстрируют относительную умелость в извлечении нужной информации и интерпретации авторских сообщений и слабость в умении выразить свое мнение по поводу прочитанного, включить сообщение текста в контекст собственного опыта, критически отнестись к авторскому сообщению.

В читательском профиле российских учащихся за девять лет существенно (на 18 баллов) вырос показатель «умение находить и извлекать информацию из текстов», однако не менее существенно (на 14 баллов) уменьшился показатель «умение осмыслять и оценивать сообщения текстов».

Результаты исследования убедительно показывают, что России, как и большинству стран мира, предстоит преодолеть ряд препятствий на пути к всеобщей читательской грамоте в ее сегодняшнем понимании. Среди первостепенных:

•  Сбалансировать развитие трех основных читательских умений, составляющих читательскую грамотность.

•  Оказать адекватную помощь двум группам педагогического риска: самым «слабым» и самым «сильным» читателям – обеспечить достижение порогового уровня читательской грамотности большинством учащихся и создать условия для более полного раскрытия способностей талантливой молодежи.

•  Обратить особое внимание на чтение мальчиков.

О том, что эти задачи решаемы, говорит опыт стран, сумевших этого добиться за девять лет, прошедших между исследованиями PISA-2000 и PISA-2009. Мониторинг качества образования с помощью теста PISA не дает прямого ответа на вопрос, КАК воспитывать читателей, способных к самостоятельному обучению с помощью текстов. Однако некоторые опоры для педагогических действий в желательном направлении заложены в описании уровней читательской грамотности, которые последовательно осваивает каждый читатель. Благодаря данным, предоставленным исследованием PISA-2009, мы знаем, что и в России, и в развитых странах мира больше половины 15-летних учащихся научились с помощью печатного текста ориентироваться в житейских ситуациях. Однако число учащихся, которые этому еще не научились, в России вдвое больше, чем в странах ОЭСР. Число учащихся, которые научились использовать тексты для того, чтобы учиться – осваивать новые, не только житейские понятия, в России вдвое меньше, чем в странах ОЭСР.

Представляется целесообразным с этой точки зрения проанализировать все материалы для чтения, которые функционируют в школе. При этом следует обратить особое внимание на 5-7 классы. Дело в том, что в международном мониторинге PIRLS отечественное образование продемонстрировало чрезвычайную успешность выпускников начальной школы. PIRLS изучает читательскую грамотность учащихся, проучившихся четыре года. Четвертый год обучения принято считать важнейшим рубежом в формировании главного результата современного образования – умения учиться. В благоприятной образовательной среде между третьим и пятым годом школьного обучения происходит качественный переход в становлении важнейшего компонента учебной самостоятельности: заканчивается обучение чтению (технике чтения), начинается чтение для обучения – использование письменных текстов как основного ресурса самообразования.

Итак, мы располагаем следующими фактами.

•  Российские четвероклассники (по данным PIRLS 2001 и 2006 годов) обладают чрезвычайно высоким уровнем готовности к чтению для обучения.

•  Основное чтение для обучения (прежде всего – обучение по учебникам истории, географии, биологии и пр.) начинается в 5-7 классах.

•  К 9-10 классу (по данным PISA 2000, 2003, 2006, 2009 годов) читательская грамотность российских учащихся оказывается существенно ниже мировых стандартов.

Логично предположить, что на переходе из начальной в основную школу должны быть обеспечены педагогические условия, превращающиеся готовность учащихся к чтению для обучения в читательское умение, обеспечивающее самообучение молодых людей за порогом школы.

Таблица 1.

Результаты стран по читательской грамотности*

 

Страна

Средний балл

Стандартная ошибка измерения

Место страны среди других стран

1

Шанхай (Китай)

556

(2,4)

1

2

Республика Корея

539

(3,5)

2-4

3

Финляндия

536

(2,3)

2-4

4

Гонконг (Китай)

533

(2,1)

3-4

5

Сингапур

526

(1,1)

5-6

6

Канада

524

(1,5)

5-7

7

Новая Зеландия

521

(2,4)

6-9

8

Япония

520

(3,5)

5-9

9

Австралия

515

(2,3)

8-10

10

Нидерланды

508

(5,1)

8-16

11

Бельгия

506

(2,3)

10-14

12

Норвегия

503

(2,6)

10-18

13

Эстония

501

(2,6)

11-21

14

Швейцария

501

(2,4)

11-21

15

Польша

500

(2,6)

11-22

16

Исландия

500

(1,4)

12-19

17

США

500

(3,7)

11-25

18

Лихтенштейн

499

(2,8)

11-23

19

Швеция

497

(2,9)

13-26

20

Германия

497

(2,7)

14-26

21

Ирландия

496

(3,0)

15-27

22

Франция

496

(3,4)

14-27

23

Тайвань

495

(2,6)

17-27

24

Дания

495

(2,1)

18-26

25

Великобритания

494

(2,3)

19-27

26

Венгрия

494

(3,2)

16-27

27

Португалия

489

(3,1)

23-31

28

Макао (Китай)

487

(0,9)

27-30

29

Италия

486

(1,6)

27-31

30

Латвия

484

(3,0)

27-34

31

Словения

483

(1,0)

30-33

32

Греция

483

(4,3)

27-37

33

Испания

481

(2,0)

30-35

34

Чешская Республика

478

(2,9)

31-37

35

Словацкая Республика

477

(2,5)

32-37

36

Хорватия

476

(2,9)

33-39

37

Израиль

474

(3,6)

33-40

38

Люксембург

472

(1,3)

36-39

39

Австрия

470

(2,9)

36-41

40

Литва

468

(2,4)

38-41

41

Турция

464

(3,5)

39-43

42

Дубай (ОАЭ)

459

(1,1)

41-43

43

Россия

459

(3,3)

41-43

44

Чили

449

(3,1)

44-44

45

Сербия

442

(2,4)

45-46

46

Болгария

429

(6,7)

45-50

47

Уругвай

426

(2,6)

46-50

48

Мексика

425

(2,0)

46-49

49

Румыния

424

(4,1)

46-50

50

Таиланд

421

(2,6)

47-51

51

Тринидад и Тобаго

416

(1,2)

50-52

52

Колумбия

413

(3,7)

50-55

53

Бразилия

412

(2,7)

51-54

54

Черногория

408

(1,7)

53-56

55

Иордания

405

(3,3)

53-58

56

Тунис

404

(2,9)

54-58

57

Индонезия

402

(3,7)

54-58

58

Аргентина

398

(4,6)

55-59

59

Казахстан

390

(3,1)

58-60

60

Албания

385

(4,0)

59-60

61

Катар

372

(0,8)

61-63

62

Панама

371

(6,5)

61-64

63

Перу

370

(4,0)

61-64

64

Азербайджан

362

(3,3)

63-64

65

Кыргызстан

314

(3,2)

65

* В этой и последующих таблицах светло-серым цветом выделены страны, средний балл которых статистически значимо выше среднего балла по странам ОЭСР, белым цветом - страны, средний балл которых не отличается от среднего балла по странам ОЭСР, темно-серым цветом - страны, средний балл которых статистически значимо ниже среднего балла по странам ОЭСР.

Математическая грамотность

Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

1. По результатам исследования математической грамотности 15-летних учащихся в 2009 году российские учащиеся оказались в группе стран, результаты которых существенно ниже результатов стран ОЭСР. Средний балл российских учащихся составил 468 баллов (по странам ОЭСР – 496), что соответствует 38-40 местам среди 65 стран-участниц (см. таблицу 2).

Наивысшие результаты показали учащиеся Шанхая (Китай) со средним баллом 600, Сингапура – 562 балла, Гонконга (Китай) – 555 баллов, Республики Корея – 546 баллов и Тайваня – 543 балла.

2. В соответствии с международной шкалой уровней математической грамотности 71% российских 15-летних учащихся продемонстрировали способность применять математические знания и умения; они достигли порогового уровня (2-го уровня по международной шкале) или превысили его. Из них чуть более 5% обладают продвинутым математическим мышлением и умением проводить рассуждения. Они могут выполнять задания самого высокого уровня трудности (5-6-го уровней по международной шкале). Они могут осмыслить, обобщить и использовать информацию, полученную ими на основе исследования сложных проблемных ситуаций и их моделирования. Они могут использовать информацию из разных источников, представленную в различной форме. В ОЭСР таких учащихся 12,7%.

Не достигли порогового (2-го) уровня математической грамотности 28,5% российских учащихся 15-летнего возраста (в странах ОЭСР – 22,1%).

3. В России не выявляется различий между математической грамотностью юношей и девушек, как это было выявлено во многих странах, в которых практическая составляющая курса математики лучше осваивается юношами, чем девушками. Средний балл девушек в 2009 году в России по математической грамотности составил 467 баллов (в странах ОЭСР – 490), а юношей – 469 (в странах ОЭСР – 501).

4. За годы участия в программе PISA не произошло никаких существенных изменений в состоянии математической грамотности российских 15-летних учащихся: 2003 год – 468 баллов, 2006 год – 476 баллов, 2009 год – 468 баллов.

5. Невысокие результаты российских учащихся в исследовании PISA еще раз демонстрируют, что давно поставленная перед российской школой цель подготовить выпускников к свободному использованию математики в повседневной жизни в значительной степени не достигается на уровне требований международных тестов PISA, оценивающих сформированность математической грамотности. Причины этого кроются в крайностях реализации академической направленности школьного курса математики, что приводит к уменьшению внимания к практической составляющей обучения математике в школе.

Анализ заданий, оценивающих математическую грамотность, позволяет выделить относительно небольшой перечень знаний и умений, которые считаются необходимыми для математически грамотного современного человека, с точки зрения международных экспертов. К ним относятся: пространственные представления, пространственное воображение, некоторые свойства пространственных фигур, использование масштаба, нахождение периметра и площадей нестандартных фигур; умение читать и интерпретировать количественную информацию, представленную в различной форме (таблиц, диаграмм, графиков реальных зависимостей), характерную для средств массовой информации; работа с формулами, знаковые и числовые последовательности; вычисления с рациональными числами, действия с процентами; умение выполнять действия с различными единицами измерения (длины, массы, времени, скорости); использование среднего арифметического для характеристики явлений и процессов, близких к реальной действительности, и др. Успешное выполнение большинства заданий связано с развитием таких важнейших общеучебных умений, как например, умение внимательно прочитать некоторый связный текст, выделить в приведенной в нем информации только те факты и данные, которые необходимы для получения ответа на поставленный вопрос.

Таблица 2.

Результаты стран по математической грамотности

 

Страна

Средний балл

Стандартная ошибка измерения

Место страны среди других стран

1

Шанхай (Китай)

600

(2,8)

1

2

Сингапур

562

(1,4)

2

3

Гонконг (Китай)

555

(2,7)

3-4

4

Республика Корея

546

(4,0)

3-6

5

Тайвань

543

(3,4)

4-7

6

Финляндия

541

(2,2)

4-7

7

Лихтенштейн

536

(4,1)

5-9

8

Швейцария

534

(3,3)

6-9

9

Япония

529

(3,3)

8-12

10

Канада

527

(1,6)

9-12

11

Нидерланды

526

(4,7)

8-13

12

Макао (Китай)

525

(0,9)

10-12

13

Новая Зеландия

519

(2,3)

12-14

14

Бельгия

515

(2,3)

13-17

15

Австралия

514

(2,5)

13-17

16

Германия

513

(2,9)

13-17

17

Эстония

512

(2,6)

14-17

18

Исландия

507

(1,4)

17-19

19

Дания

503

(2,6)

18-21

20

Словения

501

(1,2)

19-21

21

Норвегия

498

(2,4)

19-26

22

Франция

497

(3,1)

19-28

23

Словацкая Республика

497

(3,1)

19-28

24

Австрия

496

(2,7)

20-28

25

Польша

495

(2,8)

21-29

26

Швеция

494

(2,9)

21-30

27

Чешская Республика

493

(2,8)

22-31

28

Великобритания

492

(2,4)

23-31

29

Венгрия

490

(3,5)

23-34

30

Люксембург

489

(1,2)

28-33

31

США

487

(3,6)

26-36

32

Ирландия

487

(2,5)

28-35

33

Португалия

487

(2,9)

28-36

34

Испания

483

(2,1)

32-36

35

Италия

483

(1,9)

32-36

36

Латвия

482

(3,1)

32-37

37

Литва

477

(2,6)

36-38

38

Россия

468

(3,3)

38-39

39

Греция

466

(3,9)

38-40

40

Хорватия

460

(3,1)

39-40

41

Дубай (ОАЭ)

453

(1,1)

41-42

42

Израиль

447

(3,3)

42-44

43

Турция

445

(4,4)

41-44

44

Сербия

442

(2,9)

42-44

45

Азербайджан

431

(2,8)

45-47

46

Болгария

428

(5,9)

45-51

47

Румыния

427

(3,4)

45-49

48

Уругвай

427

(2,6)

45-49

49

Чили

421

(3,1)

47-51

50

Таиланд

419

(3,2)

48-52

51

Мексика

419

(1,8)

49-51

52

Тринидад и Тобаго

414

(1,3)

51-52

53

Казахстан

405

(3,0)

53-54

54

Черногория

403

(2,0)

53-54

55

Аргентина

388

(4,1)

55-58

56

Иордания

387

(3,7)

55-58

57

Бразилия

386

(2,4)

55-58

58

Колумбия

381

(3,2)

56-59

59

Албания

377

(4,0)

57-61

60

Тунис

371

(3,0)

59-63

61

Индонезия

371

(3,7)

59-63

62

Катар

368

(0,7)

61-63

63

Перу

365

(4,0)

61-64

64

Панама

360

(5,2)

62-64

65

Кыргызстан

331

(2,9)

65

Естественнонаучная грамотность

Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.

1. Средний результат российских учащихся по естественнонаучной грамотности в 2009 году статистически значимо ниже среднего результата по странам ОЭСР и составляет 478 баллов (по странам ОЭСР – 501). С учетом ошибки измерения российские учащиеся 15-летнего возраста по данной области занимают 37-40 места среди 65 стран (см. таблицу 3).

В лидирующей группе оказались учащиеся Шанхая (Китай) со средним баллом 575, Финляндии – 554 балла, Гонконга (Китая) – 547 баллов, Сингапура – 542 балла и Японии – 539 баллов.

2. В соответствии с уровнями естественнонаучной грамотности исследования PISA 78% российских учащихся достигли и превысили пороговый уровень (2-ой по международной шкале). При этом результаты большинства учащихся (около 60%) соответствовали 2 и 3 уровням естественнонаучной грамотности, которые можно охарактеризовать умениями выявлять явно сформулированные научные проблемы в простых ситуациях, делать выводы на основе простых исследований, формулировать короткие высказывания, используя имеющиеся факты, объяснять явления и процессы в знакомых ситуациях, используя имеющиеся естественнонаучные знания.

Лишь 4,2% учащихся продемонстрировали высокий уровень естественнонаучной грамотности (5-6 уровни по международной шкале). При выполнении заданий теста они успешно выявляли естественнонаучные аспекты в достаточно сложных жизненных ситуациях, связывали информацию из различных источников и использовали ее для объяснений и обоснований различных решений, строили аргументацию на основе критического анализа.

Потенциальные возможности к продолжению естественнонаучного образования (4-6 уровни) продемонстрировали около четверти российских учащихся. В среднем по странам ОЭСР эта группа составляет более 29%, а в лидирующих странах или территориях, например, Шанхай (Китай), Финляндия, Гонконг (Китай), превышает 45%.

Более 22% российских учащихся не достигают порогового (2-го) уровня естественнонаучной грамотности (средний показатель по ОЭСР – 18%).

3. Для российских участников исследования PISA-2009 не выявлено статистически значимых различий между результатами юношей и девушек по естественнонаучной грамотности, как в значительном числе стран-участниц исследования. Так, для 21 страны зафиксирован более высокий уровень естественнонаучной грамотности у юношей по сравнению с девушками, а в 11 странах отмечена обратная ситуация.

Средний балл девушек в 2009 году в России составил 480 баллов (в странах ОЭСР – 501), а юношей – 477 (в странах ОЭСР – 501). При этом эта тенденция проявилась не только в средних результатах по стране, но и в распределении юношей и девушек по уровням естественнонаучной грамотности.

4. В результатах российских учащихся по естественнонаучной грамотности не выявлено изменений по сравнению с предыдущим этапом исследования PISA-2006 ни в средних результатах, ни в распределении учащихся по уровням естественнонаучной грамотности: 2006 год – 479 баллов, 2009 год – 478 баллов.

5. Результаты исследования PISA обозначили дефициты российских учащихся в сформированности ряда важных умений: осуществлять поиск информации по ключевым словам; анализировать процессы проведения исследований; составлять прогнозы на основе имеющихся данных; интерпретировать научные факты и данные исследований; выявлять научные факты и данные исследований, лежащих в основе доказательств и выводов; интерпретировать графическую информацию; проводить оценочные расчеты и прикидки.

Таблица 3.

Результаты стран по естественнонаучной грамотности

 

Страна

Средний балл

Стандартная ошибка измерения

Место страны среди других стран

1

Шанхай (Китай)

575

(2,3)

1

2

Финляндия

554

(2,3)

2-3

3

Гонконг (Китай)

549

(2,8)

2-3

4

Сингапур

542

(1,4)

4-6

5

Япония

539

(3,4)

4-6

6

Республика Корея

538

(3,4)

4-7

7

Новая Зеландия

532

(2,6)

6-9

8

Канада

529

(1,6)

7-10

9

Эстония

528

(2,7)

7-11

10

Австралия

527

(2,5)

7-11

11

Нидерланды

522

(5,4)

7-16

12

Тайвань

520

(2,6)

11-15

13

Германия

520

(2,8)

10-15

14

Лихтенштейн

520

(3,4)

10-16

15

Швейцария

517

(2,8)

12-17

16

Великобритания

514

(2,5)

14-19

17

Словения

512

(1,1)

16-19

18

Макао (Китай)

511

(1,0)

16-19

19

Польша

508

(2,4)

17-22

20

Ирландия

508

(3,3)

16-23

21

Бельгия

507

(2,5)

18-24

22

Венгрия

503

(3,1)

19-27

23

США

502

(3,6)

19-29

24

Чешская Республика

500

(3,0)

21-29

25

Норвегия

500

(2,6)

21-29

26

Дания

499

(2,5)

22-30

27

Франция

498

(3,6)

22-33

28

Исландия

496

(1,4)

26-32

29

Швеция

495

(2,7)

25-34

30

Австрия

494

(3,2)

25-36

31

Латвия

494

(3,1)

25-35

32

Португалия

493

(2,9)

27-36

33

Литва

491

(2,9)

28-37

34

Словацкая Республика

490

(3,0)

29-37

35

Италия

489

(1,8)

32-37

36

Испания

488

(2,1)

32-37

37

Хорватия

486

(2,8)

33-39

38

Люксембург

484

(1,2)

37-39

39

Россия

478

(3,3)

38-40

40

Греция

470

(4,0)

39-41

41

Дубай (ОАЭ)

466

(1,2)

40-41

42

Израиль

455

(3,1)

42-43

43

Турция

454

(3,6)

42-44

44

Чили

447

(2,9)

43-45

45

Сербия

443

(2,4)

44-46

46

Болгария

439

(5,9)

44-47

47

Румыния

428

(3,4)

47-49

48

Уругвай

427

(2,6)

47-49

49

Таиланд

425

(3,0)

47-49

50

Мексика

416

(1,8)

50-51

51

Иордания

415

(3,5)

50-52

52

Тринидад и Тобаго

410

(1,2)

51-53

53

Бразилия

405

(2,4)

52-56

54

Колумбия

402

(3,6)

53-58

55

Черногория

401

(2,0)

54-58

56

Аргентина

401

(4,6)

53-59

57

Тунис

401

(2,7)

53-58

58

Казахстан

400

(3,1)

53-58

59

Албания

391

(3,9)

58-60

60

Индонезия

383

(3,8)

59-62

61

Катар

379

(0,9)

60-62

62

Панама

376

(5,7)

60-64

63

Азербайджан

373

(3,1)

62-64

64

Перу

369

(3,5)

62-64

65

Кыргызстан

330

(2,9)

65

Более подробную информацию о результатах международной программы PISA-2009 можно получить на странице публикаций.


Результаты международной программы PISA-2009 представлены на сайтах:

Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) (Organization for Economic Cooperation and Development, OECD) – http://www.oecd.org/edu/pisa

Австралийского Совета исследований в области образования (The Australian Council for Educational Research, ACER) – http://www.acer.edu.au/

 

О Центре ОКО Исследования Публикации Новости Пишите нам

  Rambler's Top100 TopList