Rambler's Top100 Programme for International Student Assessment
PISA
2006
Об исследовании
Участники
Результаты
Публикации
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (2006 г.)

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development). Исследование PISA проводится трехлетними циклами. В 2006 году завершился третий цикл программы.

Основной целью исследования PISA является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Ключевой вопрос исследования – «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. В этом отражаются современные тенденции в оценке образовательных достижений.

В исследовании PISA также изучаются факторы, которые позволяют объяснить различия в результатах учащихся стран-участниц программы. К данным факторам относятся характеристики учащихся и их семей, характеристики образовательных учреждений и учебного процесса.

В исследовании PISA-2006 одновременно реализованы несколько современных инновационных идей в измерениях: оценка функциональной грамотности, изучение отношений, интереса, мотивации и учебных стратегий.

В международных тестах PISA учащимся предлагались не типичные учебные задачи по физике, химии или математике, характерные для российской школы, а близкие к реальным проблемные ситуации, связанные с разнообразными аспектами окружающей жизни и требующие для своего решения не только знание основных учебных предметов, но и сформированность общеучебных и интеллектуальных умений.

Приоритетной областью исследования PISA в 2006 году была естественно-научная грамотность. Оценка математической грамотности и грамотности чтения проводилась с целью выявления тенденций в изменении их состояния за прошедшие годы (для чтения с 2000 года, для математики – с 2003 года).

В России исследование проводилось Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования при активном участии Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, органов управления образованием 45 субъектов РФ и различных региональных организаций, занимающихся проблемами образования.

В исследовании PISA в 2006 году приняли участие около 400 тысяч учащихся из 57 стран мира, представляющих общую совокупность почти в 20 миллионов учащихся 15-летнего возраста этих стран. 30 стран-участниц программы – члены ОЭСР.

Выборка российских учащихся 15-летнего возраста включала 6154 обучающихся из 210 образовательных учреждений 45 регионов России. Эта выборка признана представительной для 15-летних учащихся России. В нее вошли учащиеся основной и средней школы, которым на момент тестирования исполнилось 15 лет, а также 15-летние учащиеся и студенты образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. Учащиеся, обучавшиеся по программе основного общего образования (7-9 классы), составили 33,5% выборки (из них учащиеся 9 класса составили 27,2%); учащиеся старшей средней школы, обучавшиеся по программам общего среднего образования, – 50,5% (из них учащиеся 10 класса – 49,2%); студенты профессиональных училищ (начального профессионального образования) – 6,1%; студенты техникумов и колледжей (среднего профессионального образования) – 9,9% выборки.

Анализ полученных результатов позволяет сделать определенные выводы.

1. По всем направлениям исследования PISA-2006 результаты российских учащихся статистически значимо ниже, чем результаты по странам ОЭСР или средние международные результаты (таблицы 1-3). Рейтинг российских учащихся среди своих сверстников из 57 стран с учетом ошибки измерения составляет:

33-38 по естественно-научной грамотности;

32-36 по математической грамотности (29-31 в 2003 году из 40 стран);

37-40 по грамотности чтения (32-34 в 2003 году из 40 стран и 27-29 в 2000 году из 32 стран).

По сравнению с результатами предыдущих циклов исследования по математике не произошло существенных изменений, а по чтению результаты стали статистически ниже, чем в 2000 году.

2. Российские учащиеся 10-11 классов показали результаты статистически значимо выше общероссийских по всем направлениям исследования. В то же время средние значения их результатов значимо ниже среднего результата по странам ОЭСР в области грамотности чтения, не отличаются от среднего результата по странам ОЭСР по естественно-научной и математической грамотности.

3. Самых высоких уровней естественно-научной и математической грамотности, а также грамотности чтения достигает небольшой процент российских учащихся:

0,5% 6-й уровень по естественно-научной грамотности;

1,7% 6-й уровень по математической грамотности (1,6% в 2003 году);

1,7% 5-й уровень по грамотности чтения (1,7% в 2003 году и 3% в 2000 году).

Для сравнения: в лидирующих странах, например, в Финляндии:

3,9% по естественно-научной грамотности;

6,3% по математической грамотности (6,7% в 2003 году);

16,7% по грамотности чтения (15% в 2003 году и 18,5% в 2000 году).

Определенный в исследовании 2-й уровень грамотности (естественно-научной, математической и чтения) выбран в качестве некоторой границы, базового уровня. Считается, что учащийся, достигший этой границы, начинает демонстрировать наличие умений, которые обеспечивают ему возможность активно использовать полученные в школе знания в соответствии с определением функциональной грамотности, которое принято в исследовании. Согласно полученным данным начинают проявлять способность применять полученные в школе знания 90-97% учащихся лидирующих стран, что значительно превышает процент таких учащихся в России (естествознание – 77,8%, математика – 73%, чтение – 64,3%).

4. По результатам оценки сформированности естественно-научной грамотности большинство российских учащихся (около 60%) продемонстрировало овладение основными умениями (2 и 3 уровни по международной шкале), необходимыми для решения простых естественно-научных проблем. Они смогли выявить ясно сформулированные научные проблемы в некоторых знакомых ситуациях; отобрать факты и знания, необходимые для объяснения явлений; применить простые модели или исследовательские стратегии, интерпретировать и напрямую использовать естественно-научные понятия из различных разделов естествознания, сформулировать короткие высказывания, используя факты; принимать решения на основе естественно-научных знаний.

15,1% учащихся продемонстрировали повышенный уровень естественно-научной грамотности. Они эффективно анализировали различные ситуации и проблемы, в которых явно проявлялись отдельные явления. Они смогли выбрать или обобщить объяснения, основанные на знаниях различных разделов естествознания и технологии, и связать эти объяснения напрямую с отдельными аспектами жизненных ситуаций. Они также смогли оценить свои действия и сообщить о своих решениях, используя при этом естественно-научные знания и обоснования.

4,2% показали высокий уровень овладения естествознанием (5 и 6 уровни). Они смогли применить естественно-научные знания и знания о науке во многих предложенных им сложных жизненных ситуациях, дать объяснения и аргументацию на основе критического анализа рассматриваемой проблемы; связать информацию и объяснения из различных источников и использовать их для обоснования различных решений. Они продемонстрировали готовность использовать свои знания для обоснования решений, принимаемых в незнакомых научных и технических ситуациях.

При этом достаточно большой процент российских учащихся (22,2%) не овладели базовым уровнем. Это означает, что, окончив основную школу, они имеют только ограниченный запас естественно-научных знаний, которые они могут применять только в знакомых ситуациях. Они могут давать в основном очевидные объяснения, которые явно следуют из имеющихся данных.

Анализ распределения российских учащихся по уровням овладения ими различными аспектами естественно-научной грамотности в сравнении с их сверстниками из лидирующих стран (Финляндия, Гонконг, Канада и др.), а также многих других развитых стран-членов ОЭСР показывает, что сравнительные данные оказываются не в пользу российских учащихся 15-летнего возраста по многим позициям.

Результаты выполнения международного теста по естествознанию выявили достаточно низкий уровень естественно-научной грамотности российских учащихся, не соответствующий основным требованиям, сформулированным ведущими специалистами мира в области школьного естественно-научного образования, которые были реализованы в исследовании PISA-2006. Это означает, что российские учащиеся 15-летнего возраста уступают своим сверстникам из многих стран мира (33-38 место на международной шкале) в способности:

- осваивать и использовать естественно-научные знания для приобретения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования выводов в связи с естественно-научной проблематикой;

- понимать основные особенности естественно-научных исследований;

- демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы жизни общества;

- проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.

Традиционно сильные стороны российского школьного естественно-научного образования, в значительной степени направленного на формирование основ наук (физики, химии, биологии и физической географии), не могли проявиться в данном исследовании, поскольку оно было направлено на реализацию других задач, в большей степени ориентированных на требования современного информационного общества.

5. Сравнение результатов России с другими странами явно показывает отличие приоритетов отечественного общего образования от приоритетов, характерных для многих стран. Результаты международных сравнительных исследований учебных достижений школьников (TIMSS 1995, 1999, 2003 и 2007 гг.) свидетельствуют, что уровень предметных знаний и умений российских восьмиклассников не ниже или превышает уровень учащихся многих стран, которые в исследованиях PISA (2000, 2003, 2006) показали существенно более высокий уровень умения применять свои знания в ситуациях, отличных от учебных (например, Финляндия, Нидерланды, Канада, Австралия, Чешская Республика, Венгрия, Новая Зеландия, Швеция и др.). Это говорит о том, что в настоящее время, обеспечивая учащихся значительным багажом предметных знаний, российская система обучения не способствует развитию у них умения выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания.

6. Одна из причин этого явления – крайности в реализации академической направленности российской школы. В настоящее время начальная и основная школа постепенно переходят на работу по стандартам 2004 г., в которых выделено специальное требование к общеобразовательной подготовке учащихся – «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». Очевидно, что эта установка будет способствовать усилению практической направленности в обучении.

7. В заключение следует сказать о том, что состояние математической грамотности и грамотности чтения 15-летних российских учащихся, которая проверяется в рамках широкомасштабного исследования PISA, в 2006 г. осталось на том же невысоком уровне, который был зафиксирован на предыдущих этапах исследования в 2000 и 2003 гг. В то же время, начиная с 2003 года, многие страны, учитывая результаты, показанные в исследовании PISA, пересмотрели требования к образовательным достижениям учащихся, что позволило им обеспечить целенаправленную подготовку учащихся к выполнению подобных заданий. Проведенная работа явно способствовала бoльшей успешности учащихся этих стран в исследовании 2006 г. (например, учащихся Эстонии, Литвы, Латвии, Венгрии, Польши).

Не вызывает сомнений, что при разработке стандартов нового поколения, осуществляющейся в настоящее время, необходимо широкое общественное обсуждение возможностей разумного баланса между приоритетами в области общего образования в России и приоритетами, которые проявились в исследовании PISA.

Таблица 1
Результаты стран по естественно-научной грамотности

Средний балл
Стандартная ошибка измерения
Место страны среди других стран
Страны, средний балл которых статистически значимо выше среднего балла по странам ОЭСР
Финляндия
563
2,0
1-1
Гонконг
542
2,5
2-2
Канада
534
2,0
3-6
Китайский Тайбэй
532
3,6
3-8
Эстония
531
2,5
3-8
Япония
531
3,4
3-9
Новая Зеландия
530
2,7
3-9
Австралия
527
2,3
5-10
Нидерланды
525
2,7
6-11
Лихтенштейн
522
4,1
6-14
Корея
522
3,4
7-13
Словения
519
1,1
10-13
Германия
516
3,8
10-19
Великобритания
515
2,3
12-18
Чехия
513
3,5
12-20
Швейцария
512
3,2
13-20
Макао
511
1,1
15-20
Австрия
511
3,9
12-21
Бельгия
510
2,5
14-20
Ирландия
508
3,2
15-22
Страны, средний балл которых не отличается от среднего балла по странам ОЭСР
Венгрия
504
2,7
19-23
Швеция
503
2,4
20-23
Польша
498
2,3
22-26
Дания
496
3,1
22-28
Франция
495
3,4
22-29
Страны, средний балл которых статистически значимо ниже среднего балла по странам ОЭСР
Хорватия
493
2,4
23-30
Исландия
491
1,6
25-31
Латвия
490
3,0
25-34
США
489
4,2
24-35
Словакия
488
2,6
26-34
Испания
488
2,6
26-34
Литва
488
2,8
26-34
Норвегия
487
3,1

27-35

Люксембург
486
1,1
30-34
Россия
479
3,7
33-38
Италия
475
2,0
35-38
Португалия
474
3,0
35-38
Греция
473
3,2
35-38
Израиль
454
3,7
39
Чили
438
4,3
40-42
Сербия
436
3,0
40-42
Болгария
434
6,1
40-44
Уругвай
428
2,7
42-45
Турция
424
3,8
43-47
Иордания
422
2,8
43-47
Таиланд
421
2,1
44-47
Румыния
418
4,2
44-48
Черногория
412
1,1
47-49
Мексика
410
2,7
48-49
Индонезия
393
5,7
50-54
Аргентина
391
6,1
50-55
Бразилия
390
2,8
50-54
Колумбия
388
3,4
50-55
Тунис
386
3,0
52-55
Азербайджан
382
2,8
53-55
Катар
349
0,9
56
Киргизия
322
2,9
57

Таблица 2
Результаты стран по математической грамотности

Средний балл

Стандартная ошибка измерения

Место страны среди других стран

Китайский Тайбэй

549

(4,1)

1-4

Финляндия

548

(2,3)

1-4

Гонконг

547

(2,7)

1-4

Корея

547

(3,8)

1-4

Нидерланды

531

(2,6)

5-8

Швейцария

530

(3,2)

5-9

Канада

527

(2,0)

5-10

Макао

525

(1,3)

7-11

Лихтенштейн

525

(4,2)

5-13

Япония

523

(3,3)

6-13

Новая Зеландия

522

(2,4)

8-13

Бельгия

520

(3,0)

8-14

Австралия

520

(2,2)

10-14

Эстония

515

(2,7)

12-16

Дания

513

(2,6)

13-16

Чехия

510

(3,6)

14-20

Исландия

506

(1,8)

16-21

Австрия

505

(3,7)

15-22

Словения

504

(1,0)

17-21

Германия

504

(3,9)

16-23

Швеция

502

(2,4)

17-23

Ирландия

501

(2,8)

17-23

Франция

496

(3,2)

21-28

Великобритания

495

(2,1)

22-27

Польша

495

(2,4)

22-27

Словакия

492

(2,8)

23-30

Венгрия

491

(2,9)

24-31

Люксембург

490

(1,1)

26-30

Норвегия

490

(2,6)

25-31

Литва

486

(2,9)

27-32

Латвия

486

(3,0)

27-32

Испания

480

(2,3)

31-34

Азербайджан

476

(2,3)

32-35

Россия

476

(3,9)

32-36

США

474

(4,0)

32-36

Хорватия

467

(2,4)

35-38

Португалия

466

(3,1)

35-38

Италия

462

(2,3)

37-39

Греция

459

(3,0)

38-39

Израиль

442

(4,3)

40-41

Сербия

435

(3,5)

40-41

Уругвай

427

(2,6)

42-43

Турция

424

(4,9)

41-45

Таиланд

417

(2,3)

43-46

Румыния

415

(4,2)

43-47

Болгария

413

(6,1)

43-48

Чили

411

(4,6)

44-48

Мексика

406

(2,9)

46-48

Черногория

399

(1,4)

49-50

Индонезия

391

(5,6)

49-52

Иордания

384

(3,3)

50-52

Аргентина

381

(6,2)

50-53

Колумбия

370

(3,8)

52-55

Бразилия

370

(2,9)

53-55

Тунис

365

(4,0)

53-55

Катар

318

(1,0)

56

Киргизия

311

(3,4)

57

Таблица 3
Результаты стран по грамотности чтения

 

Средний балл

Стандартная ошибка измерения

Место страны среди других стран

Корея

556

(3,8)

1

Финляндия

547

(2,1)

2

Гонконг

536

(2,4)

3

Канада

527

(2,4)

4-5

Новая Зеландия

521

(3,0)

4-6

Ирландия

517

(3,5)

5-8

Австралия

513

(2,1)

6-9

Лихтенштейн

510

(3,9)

6-11

Польша

508

(2,8)

7-12

Швеция

507

(3,4)

7-13

Нидерланды

507

(2,9)

8-13

Бельгия

501

(3,0)

10-17

Эстония

501

(2,9)

10-17

Швейцария

499

(3,1)

11-19

Япония

498

(3,6)

11-21

Китайский Тайбэй

496

(3,4)

12-22

Великобритания

495

(2,3)

14-22

Германия

495

(4,4)

12-23

Дания

494

(3,2)

14-23

Словения

494

(1,0)

16-21

Макао-Китай

492

(1,1)

18-22

Австрия

490

(4,1)

15-26

Франция

488

(4,1)

18-28

Исландия

484

(1,9)

23-28

Норвегия

484

(3,2)

22-29

Чехия

483

(4,2)

22-30

Венгрия

482

(3,3)

23-30

Латвия

479

(3,7)

24-31

Люксембург

479

(1,3)

26-30

Хорватия

477

(2,8)

26-31

Португалия

472

(3,6)

29-34

Литва

470

(3,0)

30-34

Италия

469

(2,4)

31-34

Словакия

466

(3,1)

31-35

Испания

461

(2,2)

34-36

Греция

460

(4,0)

34-36

Турция

447

(4,2)

37-39

Чили

442

(5,0)

37-40

Россия

440

(4,3)

37-40

Израиль

439

(4,6)

38-40

Таиланд

417

(2,6)

41-42

Уругвай

413

(3,4)

41-44

Мексика

410

(3,1)

41-44

Болгария

402

(6,9)

42-50

Сербия

401

(3,5)

44-48

Иордания

401

(3,3)

44-48

Румыния

396

(4,7)

44-50

Индонезия

393

(5,9)

44-51

Бразилия

393

(3,7)

46-51

Черногория

392

(1,2)

47-50

Колумбия

385

(5,1)

48-53

Тунис

380

(4,0)

51-53

Аргентина

374

(7,2)

51-53

Азербайджан

353

(3,1)

54

Катар

312

(1,2)

55

Киргизия

285

(3,5)

56


О Центре ОКОИсследованияПубликацииНовостиПишите нам

  Rambler's Top100 TopList