Министерство просвещения Российской Федерации ФГБНУ «Институт стратегии развития образования»
Центр оценки качества образования
Мониторинг формирования функциональной грамотности

О проекте

Банк заданий

Учебно-методические материалы

Конференции и семинары

Публикации

Научные статьи

Общие подходы:

1. Басюк В.С., Ковалева Г.С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // «Отечественная и зарубежная педагогика» № 4  Т.1 (61) 2019 (РИНЦ, ВАК)

2. Ковалева Г.С. К новому учебному году: на пути решения стратегических задач // «Вестник образования России» июль №14 2019

3. Ковалева Г.С. Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности // «Вестник образования России» август №16 2019


Математическая грамотность

1. Рослова Л.О., Краснянская К.А., Квитко Е.С. Концептуальные основы формирования и оценки математической грамотности // «Отечественная и зарубежная педагогика» № 4  Т.1 (61) 2019 (РИНЦ, ВАК)

2. Рыдзе О.А., Краснянская К.А. Преемственность в формировании математической функциональной грамотности учащихся начальной и основной школы // «Отечественная и зарубежная педагогика» № 4  Т.1 (61) 2019 (РИНЦ, ВАК)

3. Roslova L., Bachurina M. MATHEMATICAL EDUCATION CONTENT IN THE CONTEXT OF MATHEMATICAL LITERACY // EEIA 2019 International Conference "Education Environment for the Information Age", p. 673-681. doi: https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.09.02.77 (Web of Science)

4. Рослова Л.О., Бачурина М.А. Содержание математического образования в контексте формирования функциональной математической грамотности / Л.О. Рослова, М.А. Бачурина // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» (International conference “Education Environment for the Information Age - 2019”) (EEIA – 2019)/ Под ред. С.В. Ивановой. 2019. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», С. 1054-1068. (ВАК, РИНЦ)

5. Рослова Л.О., Карамова И.И. Готовность учителя к формированию математической грамотности / Л.О.Рослова, И.И. Карамова // Математика. 2019. №8. С.20-22.(РИНЦ)


Читательская грамотность

1. Гостева Ю.Н., Сидорова Г.А., Кузнецова М.И., Рябинина Л.А., Чабан Т.Ю. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности // «Отечественная и зарубежная педагогика» № 4  Т.1 (61) 2019 (РИНЦ, ВАК)

2. Рябинина Л.А., Чабан Т.Ю. Мониторинг читательской грамотности: региональный опыт // «Отечественная и зарубежная педагогика» № 4  Т.1 (61) 2019 (РИНЦ, ВАК)


Естественно-научная грамотность

1. Пентин А.Ю., Никифоров Г.Г., Никишова Е.А. Основные подходы к оценке естественно-научной грамотности // «Отечественная и зарубежная педагогика» № 4  Т.1 (61) 2019 (РИНЦ, ВАК)

2. Пентин А.Ю., Никифоров Г.Г., Никишова Е.А. Формы использования заданий по оцениванию и формированию естественно-научной грамотности в учебном процессе // «Отечественная и зарубежная педагогика» № 4  Т.1 (61) 2019 (РИНЦ, ВАК)

3. Никишова Е.А. Формирование у обучающихся читательской и естественно-научной грамотности при изучении биологии. // Педагогические измерения. - № 2, 2019. С. 72 – 78 (ВАК, РИНЦ)


Финансовая грамотность

1. Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И. Финансовая грамотность российского школьника: проблемы развития // Образовательное пространство в информационную эпоху (International conference “Education Environment for the Information Age”) (EEIA -2018) / Под ред. С.В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». – С. 653-661. (РИНЦ, Web of Science)

2. Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. Учет познавательного и социального опыта младших школьников при разработке заданий по финансовой грамотности // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» (International conference “Education Environment for the Information Age - 2019”) (EEIA – 2019) / Под ред. С.В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2019. С. 1092-1106 (РИНЦ, Web of Science)

3. Рутковская Е.Л. Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности// «Отечественная и зарубежная педагогика» № 4  Т.1 (61) 2019 (РИНЦ, ВАК)

4. Рутковская Е.Л. Функциональная грамотность: возможности школьного обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2019. - № 8. - С. 28–35. (РИНЦ, ВАК) 

5. Рутковская Е.Л. Введение учащихся в индивидуальное проектирование в области финансовой грамотности: методическое сопровождение педагогов-кураторов / Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика. К 20-летию кафедры методики преподавания истории, обществознания и права: Сборник научных статей. Выпуск VI / Под ред. А.А.Сорокина. – М.: Книгодел, 2019. С.383-391. (РИНЦ)

6. Рутковская Е.Л. Финансовая грамотность: как оценивается результат? // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика: Памяти академика РАО Л.Н. Боголюбова: Сборник научных статей. Выпуск V. В 2 т. / Под ред.  А.А.Сорокина. – М.: Книгодел, 2018. Т.1. – 392 с. - С. 245-255. (РИНЦ)

7. Королькова Е.С. Задания по финансовой грамотности: подходы к разработке и цели использования» // «Преподавание истории и обществознания в школе»  (РИНЦ, ВАК)

8. Половникова А.В., Козлова А.А. Задания по финансовой грамотности в контексте реализации системнодеятельностного подхода: особенности моделирования и опыт апробации // «Отечественная и зарубежная педагогика» № 4  Т.1 (61) 2019 (РИНЦ, ВАК)

9. Королькова Е.С. Формирование финансовой грамотности при решении познавательных заданий // «Отечественная и зарубежная педагогика» № 4  Т.1 (61) 2019 (РИНЦ, ВАК)

10. Городецкая Н.И., Рутковская Е.Л. Формирование финансовой грамотности учащихся основной школы в современных условиях // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2019. - № 3. - С. 71–80. (РИНЦ, ВАК)

11. Городецкая Н.И., Рутковская Е.Л. Формирование финансовой грамотности учащихся основной школы в современных условиях // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2019. - № 4. - С. 73–80 (РИНЦ, ВАК)

12. Elena L. Rutkovskaya, Natalia I. Gorodetskaya FINANCIAL LITERACY OF THE RUSSIAN SCHOOLCHILDREN: DEVELOPMENT PROBLEMS (Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И. Финансовая грамотность российского школьника: проблемы развития) // 2018 International Conference "Education Environment for the Information Age" (EEIA-2018), Moscow, Russia, June 5-6, 2018. - С.636-643https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.09.02.74

13. Elena L. Rutkovskaya (a)*, Evgenia S. Korolkova (b)  Primary students’ cognitive and social experience in financial literacy tasks creating  / The European Proceedings of Social and Behavioral Sciences. Vol. LXIX - "Education Environment for the Information Age" (EEIA-2019), 2019. P. 682-691doi:https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.09.02.78


Глобальные компетенции

1. Дюкова С.Е. Метапредметные образовательные результаты: умение работать с графиками и диаграммами в КИМ ГИА // Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения: сб. науч. тр. / XI Международ. науч.-практич. конф. «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами» (25 января 2019 г.). В 2 ч. Ч. 1. – М.: 5 за знания; МПГУ, 2019. – 728 с. С. 283-287 (РИНЦ)

2. Коваль Т.В.  Модели интеграции и возможности достижения метапредметных результатов // Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения: сб. науч. тр. / XI Международ. науч.-практич. конф. «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами» (25 января 2019 г.). В 2 ч. Ч. 1. – М.: 5 за знания; МПГУ, 2019. – 728 с. С. 249-252 (РИНЦ)

3. Коваль Т.В., Дюкова С.Е. Концептуальная рамка глобальных компетенций // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика: Сборник научных статей. Выпуск VI. В 2 т. / Под ред. А. А. Сорокина. -М.: Книгодел, 2019. Т. 1. — 392 с.

4. Коваль Т.В., Дюкова С.Е. Глобальные компетенции — новый компонент функциональной грамотности // «Отечественная и зарубежная педагогика» № 4  Т.1 (61) 2019 (РИНЦ, ВАК)

5. Коваль Т.В., Дюкова С.Е. Как оценивать умения учащихся в сфере глобальных компетенций // «Отечественная и зарубежная педагогика» № 4  Т.1 (61) 2019 (РИНЦ, ВАК)


Креативное мышление

1. Авдеенко Н.А., Демидова М.Ю.,Ковалева Г.С., Логинова О.Б., Михайлова А.М., Яковлева С.Г. Основные подходы к оценке креативного мышления в рамках проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности» // «Отечественная и зарубежная педагогика» № 4  Т.1 (61) 2019 (РИНЦ, ВАК)


Опубликованные в издательстве «Просвещение» учебные пособия (оформлены как РИД):

1. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1, часть 1 / Л.О. Рослова, Г.С. Ковалева, Е.С. Квитко, О.А. Рыдзе, К.А. Краснянская / Под ред. Л.О. Рословой, Г.С. Ковалевой

2. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1, часть 2 / Л.О. Рослова, Г.С. Ковалева, Е.С. Квитко, О.А. Рыдзе, К.А. Краснянская / Под ред. Л.О. Рословой, Г.С. Ковалевой

3. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 / Г.С. Ковалева, Е.А. Никишова, Г.Г. Никифоров, А.Ю. Пентин / Под ред. Г.С. Ковалевой, А.Ю. Пентина

4. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1, часть 1 / Ю.Н. Гостева, Г.С. Ковалева, М.И. Кузнецова, Л.А. Рябинина, Г.А. Сидорова, Т.Ю. Чабан / Под ред. Г.С. Ковалевой, Л.А. Рябининой.

5. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1, часть 2 / Ю.Н. Гостева, Г.С. Ковалева, М.И. Кузнецова, Л.А. Рябинина, Г.А. Сидорова, Т.Ю. Чабан / Под ред. Г.С. Ковалевой, Л.А. Рябининой.

6. Финансовая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 / Г.С. Ковалева, А.А. Козлова, Е.С. Королькова, А.В. Половникова, Е.Л. Рутковская / Под ред. Г.С. Ковалевой, Е.Л. Рутковской

7. Креативное мышление. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 / Н.А. Авдеенко, Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева / Под. ред. Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова.

8. Глобальные компетенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 / С.Е. Дюкова, Г.С. Ковалева, Т.В. Коваль / Под ред. Г.С. Ковалева, Т.В. Коваль

9. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2, часть 1 / Л.О. Рослова, Г.С. Ковалева, О.А. Рыдзе, К.А. Краснянская, Л.О. Денищева / Под ред. Л.О. Рословой, Г.С. Ковалевой

10. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2, часть 2 / Л.О. Рослова, Г.С. Ковалева, Е.С. Квитко, Л.О. Денищева, И.И. Карамова / Под ред. Л.О. Рословой, Г.С. Ковалевой

11. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2 / Г.С. Ковалева, Е.А. Никишова, А.Ю. Пентин, Н.А. Заграничная, Г.Ю. Семенова, К.П. Вергелес / Под ред. Г.С. Ковалевой, А.Ю. Пентина

12. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2, часть 1 / Ю.Н. Гостева, Г.С. Ковалева, М.И. Кузнецова, Л.А. Рябинина, Г.А. Сидорова, / Под ред. Г.С. Ковалевой, Л.А. Рябининой.

13. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2, часть 2 / Г.С. Ковалева, Л.А. Рябинина, Т.Ю. Чабан / Под ред. Г.С. Ковалевой, Л.А. Рябининой.

14. Финансовая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2, часть 1 / Г.С. Ковалева, А.А. Козлова, Е.С. Королькова, А.В. Половникова, Е.Л. Рутковская, Н.В. Штильман, А.А. Бочихина / Под ред. Г.С. Ковалевой, Е.Л. Рутковской

15. Финансовая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2, часть 2 / Г.С. Ковалева, А.А. Козлова, Е.С. Королькова, А.В. Половникова, Е.Л. Рутковская, Н.В. Штильман, А.А. Бочихина / Под ред. Г.С. Ковалевой, Е.Л. Рутковской

16. Креативное мышление. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2 / Н.А. Авдеенко, Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева, М.Ю. Демидова / Под. ред. Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова

17. Глобальные компетенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2 / С.Е. Дюкова, Г.С. Ковалева, Т.В. Коваль / Под ред. Г.С. Ковалева, Т.В. Коваль.

 

Контакты

105062 г. Москва,
ул. Жуковского, д. 16.

+7 (495) 621-76-36

centeroko@mail.ru